Дефицит внимания и тяжкие преступления: есть ли связь?
Над тем, связаны ли жестокость и недостаток внимания, долгое время работали сибирские ученые. Вывод, который они сделали, удивляет: закладывается все с детства, но с генами, ответственными за развитие синдрома дефицита внимания, это не связано. Виноваты другие рецепторы!
Все действительно начинается с детства. Однако благополучная семья, хорошее окружение — далеко не все, что влияет на характер человека, его моральные качества. Причины поступков, даже самых страшных, часто кроются гораздо глубже — в генах.
Над вопросом, почему и кем совершаются самые жестокие преступления, работали генетики, нейробиологи Новосибирска. Исследование проводили ученые Новосибирского государственного университета, Института цитологии и генетики, а также еще нескольких региональных НИИ. Они искали возможные связи между жестокостью и генами, которые отвечают за развитие синдрома недостатка внимания и «гиперактивности».
Исследование стало междисциплинарным. Оно включило в себя аспекты не только криминалистики, психиатрии, но также методы прикладной статистики, а также таких наук, как молекулярная нейробиология, психология, генетика. Упоминание о работе наших соотечественников даже включили в авторитетное учебное пособие по криминалистике в Соединенных Штатах Америки.
Актуальность темы — неоспорима. О связи дефицита внимания в детстве с моральными качествами взрослых людей заявляют даже, казалось бы, авторитетные источники. На этом основаны многие курсы по психологии. Новосибирские же ученые утверждают: связь жестокости с данными генами не прослеживается.
Так, Петр Меньшаков, нейробиолог кафедры физиологии НГУ, отмечает: в своем исследовании с коллегами они доказали: «многие жестокие, тщательно спланированные преступления, приведшие к убийству, никак не связаны с синдромом дефицита внимания». По словам Меньшакова, для многих хладнокровных преступников не характерна импульсивная агрессия, которую дает этот вид гена. Детство таких людей часто проходит в полных благополучных семьях. За «спланированную и холодную агрессивность», которую проявляют злоумышленники, отвечают другие рецепторы: малоактивные формы дофамина DRD4. D4 — это рецептор, побуждающий человека к постоянному поиску новизны. Повторы ситуаций, эмоций не доставляют таким людям удовольствия, к которому они так стремятся. Им постоянно всего мало. Согласно статистике, среди заключенных, отбывающих наказание, носители малоактивного варианта гена DRD4 — не редкость.
В то же время ученые утверждают: «гиперактивность» или наличие определенных аллелей генов — не доказательство вины человека, а лишь своего рода личностно формирующая почва. Дети впитывают окружающую информацию, как губка. Именно поэтому важно знать круг их общения, интересов, незримо контролировать их. Исправить поведение чада таблетками можно, но только на время. Химическим путем работа рецепторов корректируется ненадолго. Лучший эффект дадут постоянные тренировки. Необходимо развивать внимательность, память, учить ребенка самоконтролю, воспитывать его.
В планах новосибирских ученых — новые исследования. Они намереваются выяснить влияние лекарственных препаратов для коррекции «гиперактивности» на креативность и гибкость мышления у детей.